Слово «Инкерман» в переводе с турецкого означает «Пещерная крепость». Теперь это город к востоку от Севастополя, на берегу Инкерманской бухты и впадающей в нее речки Черной.
Основанный как крепость, он сформировался в XX веке в рабочий поселок. Здесь и теперь, при населении в 12.5 тысяч человек, работают несколько заводов, тепло-электроцентраль, нефтебаза, металлобаза. две товарные станции для севастопольских грузов и почти пятьдесят частных и малых предприятий.
{phocagallery view=category|categoryid=42|limitstart=0|limitcount=4}
Издавна в Инкермане добывали и продолжают добывать строительный известняк - белый «инкерманский камень». Проезжая через город, пассажиры десятки лет видели в лазурной бухте унылое «корабельное кладбище» - списанные, приготовленные на распиловку плавсредства. Теперь их, наконец-то, распилили и увезли. Рядом бойко вдет прием металлолома.
Инкерманский завод марочных вин признан одним из лучших в Европе. Это самый крупный поставщик марочных вин на Украине; здесь готовят вина 15 наименований из винограда, который растет в Бельбекской. Качинской, Альминской долинах и в Золотой балке. Самые известные из этих напитков: «Алиготе Крымское», «Каберне Качинское», «Рислинг Крымский», «Старый нектар».
В 1997 г. на третьем международном конкурсе вин в Ялте, инкерманские вина получили 11 золотых медалей и кубок «Гран-при».
Спускаясь в Инкерман извилистой дорогой по склону Сапун-горы, мы видим справа Загайтанскую скалу, из которой и теперь выпиливают строительный камень. От скалы остался один мысочек, на нем очень много пещер, но они разрушены сильнее, чем где-либо в Крыму. Это были кельи и другие помещения старого монастыря с неизвестным названием. Всего в балках Инкерманской долины было девять пещерных монастырей.
{phocagallery view=category|categoryid=42|limitstart=16|limitcount=4}
Из «инкермансхого камня» построен Большой Ливадийский дворец.
Напротив скалы - балка Чертов овраг и винподвал, со взорванным в войну дзотом. Скала под ним просела метров на семь. В одной из штолен винподвала в войну был подземный госпиталь. Часть пещер здесь до сих пор используют как военные склады.
На скальной кромке, в лесу, было классическое таврское поселение, где и теперь можно увидеть очень крупные родовые могильники тавров. В одном из них, высотой больше метра, крышка пробита снарядом. Сбоку осталось специально прорубленное круглое отверстие. На Кавказе много могильников с такими отверстиями, а в Крыму это редкость.
Давнее поверье гласит, что в I веке нашей эры император Траян сослал сюда на каторжные работы римского епископа Климентия за исповедание Христовой веры. Здесь, в каменоломне, сей узник сам возвел, а точнее, высек из камня первую церковь ныне действующего Инкерманского монастыря. Вместе с учениками апостол Климент построил в Инкермане 75 христианских храмов и после смерти был причислен к лику святых.
В 655 году в Инкерманской пещере скончался сосланный сюда императором Константином II и тоже причисленный к лику святых римский папа Мартин. Монастырь стал действовать под именем Инкерманского скита святых Климента и Мартина.
В древности к Инкерманским пещерам были пристроены многоярусные сооружения, они сообщались между собою переходами, лестницами, балкончиками. Особенно много пещер осталось к югу от монастыря, на отвесных склонах Загайтанской скалы. Поистине то была целая монашеская страна, сравнимая разве что с греческим Афоном.
{phocagallery view=category|categoryid=42|limitstart=4|limitcount=4}
Эту крепость завоевывали готы, затем хазары. В 861 году ее посетили просветители славян Кирилл и Мефодий. Итальянцы с 702 года стали называть крепость Каламитой – это название встречается на мореходных картах с 1318 года. Крепость защищала порт Авлита, находившийся в Килен-балке (на берегу Инкерманской бухты).
Монастырь появился здесь в VII - IX веках и существовал почти до 1485 года. В 1475 году крепость захватили турки-османы и дали ей новое название «Инкерман», что переводится как «пещерная крепость». В обрывах обращенных к реке скал и теперь видны многочисленные пещеры самых разных очертаний.
В захваченной турками крепости монахи-иноверцы продержались еще десять лет. В 1634 году, когда монастырь пребывал в запустении, его посетил русский священник отец Иаков и застал следы росписей: образы Саваофа — Бога Отца, пророков и святителей — и даже, как гласит сказание, обнаружил в гробнице нетленные мощи.
Но вот прогнали турок, и Крым присоединился к России. В 1852 году епископ Иннокентий вновь открыл здесь монастырь, именуемый Инкерманской киновией во имя святого Климента. Потом деятельность монастыря прервала Крымская война - в это время крепость служила опорным пунктом Инкерманской позиции русских войск.
Возрождался монастырь в Инкермане постепенно и основательно. В 1867 году завершилось строительство церкви Святой Троицы и двухэтажного дома для монастырской братии, которая заботилась о реставрации не только храмов, но и величественных руин крепости Каламита.
Замечательны здесь три древних пещерных храма, вырубленных в монолитном теле скалы. Инкерман посещали писатель Павел Сумароков и ученый Петер Симон Паллас. В разные годы XIX века дань уважения скальной обители отдавала царствующая семья Романовых. На самой горе, среди полуразрушенных стен крепости, в 1905 году выстроили в стиле поздневизантийского зодчества церковь святого Николая Мирликийского.
{phocagallery view=category|categoryid=42|limitstart=8|limitcount=4}
В 1926 году монастырь закрыли и заброси. От полного разрушения спасли это здание сотрудники Херсонесского музея.
Крепость Каламита участвовала и в Великой Отечественной войне. Остался памятник с эпитафией: «Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей». В 1941-1942 годах были разрушены надземные постройки монастыря, уцелели только пещерные храмы. Но множество пещер уничтожило само время.
С 1991 года началось возрождение Свято-Климентовского монастыря, и сюда вновь возвращаются иноки. Когда подходишь к монастырю, опять оживают далеко уводящие светлые мысли: здесь невозможно не задуматься о самых первых обитателях таинственных пещер.
«Надо быть поэтом в душе, - писал Евгений Марков, - чтобы основать крепость и монастырь в таком красивом месте - в устье реки Черной, в долине среди скал, на берегу бухты, за которой синеет море». Автор «Очерков Крыма» был так очарован, что в полете воображения даже углядел в одной из пещер с каменной глыбой у входа возможные остатки логова Полифема. Это могло означать, что сюда заходил-таки Одиссей! «Сердце было охвачено простым и свежим чувством, которое редко испытывается. Сцены Библии и Одиссеи, этой тихой, несложной жизни на сыром лоне природы - незаметно, как облако, вставали в голове и таяли незаметно, как облака...».
Оглянуться бы на несколько столетий, снова заговорить об Одиссее! Был он здесь или не был? Да так ли важно сегодня утверждать или опровергать мифические события, затуманенные тридцатью веками? Среди туристов как среди читателей - мудрее тот, кто поддался иллюзии, поиграл во Властелина времени. Поверил в прошлое, как верят прихожане и послушники, не требуя фактических доказательств того, что можно только почувствовать.
Архимандрит Августин (в миру Александр Половецкий), уроженец Севастополя, сам расписал иконостас в Инкерманском храме. Увы, с этим именем связана и самая недавняя из множества печальных страниц обители. Отец Августин покинул сей мир совсем молодым, попав в автомобильную катастрофу.
Еще храмы и монастыри в Крыму:
Комментарии:
Отзывы: