Император Николай II Александрович по-особенному любил свое южное имение Ливадийский дворец. 3десь протекало беззаботное детство, здесь через полгода помолвки он встретился со своей «ненаглядной Аликс» - будущей супругой; здесь прожиты самые счастливые и беззаботные часы отдыха, общения с детьми, купания, прогулок
пешком и верхом, на «моторе» (так в ту пору называли автомобиль). Одна из дочерей императора записала в дневник: «В Крыму была жизнь, в Петербурге служба».
В Ливадию августейшая семья прибыла через два года после торжественного восшествия Николая II на Всероссийский престол. К тому времени в имении появились электрическое освещение, центральное отопление, телефон. Однако сам дворец, построенный больше семидесяти лет назад, ветшал и постоянно требовал ремонта. В 1909 году решено было дворец разобрать и на его месте выстроить новый Ливадийский дворец.
{phocagallery view=category|categoryid=50|limitstart=0|limitcount=4}
Проект заказали ялтинскому архитектору Н. П Краснову. В начале 1910 года старый Большой дворец разобрали и уже через 16 с половиной месяцев новый Белый Ливадийский дворец готов принять хозяев. Прибытие семьи в порт знаменовали колокольным звоном, криками «Ура!» и звуками народного гимна.
Вся полнота руководства и вся ответственность за сооружение дворца легли на архитектора Н.П. Краснова. По своему усмотрению подбирал он инженеров и рабочих. Выбирал материалы и технологии, определял сроки и качество работ. Архитектор Г П. Гущин отвечал за технические сооружения. При строительстве применялись самые совершенные для того времени технические средства, начиная с электрического освещения строительных площадок и подачи материалов электролебедками. Зима 1910-1911 года выдалась не по-крымски суровой и снежной, пришлось делать перерывы в работе, а потом наверстывать в ночное время и в праздники, с оплатой по двойному тарифу. Сам Краснов получил вознаграждение в размере восьми процентов «с суммы итога расходов на все эти работы».
Новый Ливадийский дворец Николаю II понравился. Легкий праздничный стиль итальянского ренессанса соединял «величавое впечатление дворца с мягким покоем загородного дома», к нему идеально подходил прохладный Инкерманский известняк. Пятьдесят восемь жилых комнат, 116 отдельных помещений, роскошный главный вход с колоннами голубовато-белого каррарского мрамора, с прохладными резными скамейками, милые «итальянский» и «арабский» дворики, портики, грифоны, химеры, цветники, фонтаны... Над колоннами главного входа, в медальонах - неброские, изысканные вензеля членов царской семьи, по обеим сторонам от массивной дубовой двери — большие вазы из темно-зеленой уральской яшмы, очаровательный портал с тонкой резьбой но мрамору, а над дверью - чудом уцелевший в войнах и революциях величественный герб династии. Восточный фасад дворца украшен лепными орнаментами, колоннами из кримбальского камня, изящными флорентийскими фонарями. Но фризу южного фасада, между первым и вторым этажами настенные медальоны с гербами российских губерний. Внутреннее убранство комнат не уступало внешнему декору в изяществе, функциональности и простоте.
{phocagallery view=category|categoryid=50|limitstart=4|limitcount=4}
Одновременно с царским дворцом возводились свитский дом и новая кухня, электрическая и насосная станции, льдодельня, винный погреб, гараж. Имение, возведенное по проекту Н. П. Краснова, считается вершиной творчества ялтинского архитектора; после строительства Николаю Петровичу присвоили звание академика Санкт-Петербургской академии художеств.
Советская власть национализировала Ливадийский дворец в 1919 году. В 1925 году здесь открылся первый крестьянский санатории, причем в уставе было сказано, что сюда должны были направляться только крестьяне «от сохи». Они сдавали одежду, получали белые пижамы и поселялись в палатах свитского дворца. Обедали в царской столовой, имели доступ в роскошную библиотеку Романовых.
Для большего идеологического воздействия в одной из комнат белого дворца была устроена выставка личных вещей императорской семьи, где рядом с каждым предметом указывалась его стоимость. На простых людей это производило сильное впечатление. В классной комнате цесаревича собрали игрушки Алексея, в том числе заводные, электрические. Их оказалось много: остроумные изобретатели конструировали модели придуманных ими механизмов в виде игрушек и подносили в дар наследнику, чтобы привлечь к своим изобретениям внимание государя.
Во время Великой Отечественной войны Крым был захвачен немцами очень быстро. Из дворца практически ничего не успели вывезти. В годы оккупации здесь жили офицеры. Ливадийский дворец сохранился лучше других дворцов Южнобережья, хотя, конечно, тоже пострадал. Отступая, в апреле 1944 года, фашисты заложили под эти величественные стены тротил: не нам - так никому! Взрыв удалось предотвратить партизанам. 4 февраля 1945 года здесь открылась Ялтинская конференция. В парадной столовой белого дворца проходили переговоры «большой тройки» (Сталин, Рузвельт, Черчиль). Здесь решалась (и решилась таки на полвека!) судьба Европы.
{phocagallery view=category|categoryid=50|limitstart=8|limitcount=4}
Интересно вспомнить, как готовили Ливадийский дворец к Ялтинской конференции. Стены обрешетили строительными лесами и собрали солдат, вооружив каждого обычной волосяной (не металлической!) щеткой и ведром с мыльным раствором. Солдаты вымыли, вычистили потемневшие от пыли и копоти каменные плиты - все, от фундамента до крыши. В результате аккуратной, кропотливой работы стены засияли изначальной белизной инкерманского камня. Будоража воображение напоминанием об античной кладке, заиграли отчетливо проработанные межкаменные швы - предмет особой гордости архитектора. В чем же была причина такого бережного отношения к благородным стенам, и почему не пожелтели они с 1911 года, как положено всем постройкам из белого известняка?
Известняк был пропитан снаружи особым реактивом - флюатом Кесслера. В результате на поверхности образовался прочнейший пыле-влаго-светоустойчивый слой - на сотни лет! Стоимость обработки дворца флюатом Кесслера оказалась безумно высокой, она составила 12% стоимости всех материалов и строительных работ, начиная от проектировки и рытья котлована и заканчивая внутренним декором. Зато этот защитный слой долговечнее самого камня. Оттого и сияют белизной холеные стены, переживая революции, войны, землетрясения, репрессии. Голодомор, оккупацию. застой, перестройку...
Ливадийский парк хранит, кроме многих забытых, еще одну маленькую тайну, о которой рассказал археологам старый крымчанин, бывший директор Ялтинского краеведческого музея Е.А. Воронцов. При подготовке дворца к Ялтинской конференции все его комнаты и залы, каждый коридор, терраса, все подвалы и чердаки были, разумеется, осмотрены бдительными людьми из «компетентных органов». Им очень не поправилась статуя обнаженного юноши с «этрусской» улыбкой работы одного из самых ранних скульпторов Древней Греции. Сочтя это произведение античного искусства безнравственным, представитель НКВД приказал работникам дворца вынести и закопать статую в парке. Такие приказы в то время выполнялись неукоснительно, и с тех пор загадочная улыбка этрусского юноши скрыта от нас под слоем земли. Всего обиднее, что Евгений Андреевич ушел из жизни, так и не успев показать археологам место «захоронения». Остается только очень слабая надежда, что кто-нибудь когда-нибудь случайно откопает ценный экспонат п вернет его в музей.
После войны в Ливадии снова открылся санаторий. В 1974 году на первом этаже царского дворца был организован музей Ялтинской конференции. Экскурсоводам запретили вступать с посетителями в дискуссии о судьбах Романовых; говорить о них следовало вскользь и скороговоркой, подробно рассказывая об атмосфере дружбы и взаимопонимания на Ялтинской конференции. Неосведомленные посетители пожимали плечами: для кого же был построен Ливадийский дворец? Теперь справедливость, можно сказать, восторжествовала. Тут расположена экспозиция «Романовы в Крыму», и каждый экскурсовод подробно рассказывает о том, что здесь по-настоящему интересно: о царском отдыхе в Крыму первых владельцев Ливадии.
Еще о Ливадийском дворце:
- Подробнее о Ливадии
- Ливадийский дворец фото
- Экскурсия в Ливадийский дворец
- Ливадийский органный зал
- Ливадийский дворец-музей - 31-55-81, 31-55-79 (С 10.00 до 17.00, кроме среды).
- Ещё популярные дворцы: Воронцовский и Массандровский дворец
Комментарии:
Отзывы: