"Да, не зря мы боялись Советского Союза"
- Джон Хинкли, Коннектикут
после посещения музея
На протяжении 2500-летней истории выгодное географическое положение Балаклавской бухты определило се судьбу как военно-морского форпоста у разных народов.
До Рождества Христова Балаклавской бухтой владели тавры и скифы, позднее - греки и генуэзцы, а к XV ст. - татары.
В военной истории Балаклавы известно несколько ключевых событий. Балаклавский морской бой, который состоялся 23 июня 1723 гола, стал самой первой победой на Черном море молодого российского флота, когда два российских корабля одержали победу над четырьмя турецкими. Балаклавское сражение между русскими и англо-турецкими войсками 14 ноября 1854 года во время Крымской (Восточной) войны 1853-1855 гг времен Обороны Севастополя.
В период советской власти Балаклава была военно-морской базой Черноморского флота - здесь располагалась 155-ая бригада подводных лодок. С подачи Сталина, и не без участия «товарища Берия», Балаклава исчезла со всех карт Крыма. Исчез сам городок, так и сама бухта. Балаклава, если можно так выразиться, стала местом для «ответного ядерного удара». Это и было основной целью всего проекта.
Послевоенные воинские потребности в начальном этапе холодной войны определили строительство в бухте Балаклавы завода по ремонту подводных лодок, которое началось в 1957 г., а завершилось в 1961 г. Проект имел кодовое название "Объект № 825 ГТС". Заводские помещения были выдолблены в скале Таврос и взято в железобетон. «Таврос»,в переводе означает «пустая», довольно символично в этом случае. За время стоительства Таврос «похудел» на 25000 кубометров грунта мраморных пород!!! И соответственно приобрел подземные дороги, подземные причалы, подземные шлюзовые камеры, подземные цеха, подземные арсеналы, подземные хранилища, подземные кабинеты, и ВСЕ подземное… Стойка была настолько засекречена, что ни один местный житель в окрестностях Балаклавы не подозревал что происходит. А после строительства секретный "Объекта №825 ГТС" вообще получил название «телефонной станции». Въехать в бухту не мог никто посторонний, не говоря даже о коренных севастопольцах.
В наше время вход в подземный завод уже не прячут. Но до 90х он был полностью скрыт от глаз людских прочной армированной сеткой с кусками горных пород. Таким не хитрым способом «в горе не было никакого отверстия», и тем более секретного объекта. Подводные лодки заходили только под покровом ночи в надводном положении. Выход же с объекта 825 осуществлялся через другие ворота, расположенные прямо в начале Балаклавской бухты.
Подземный секретный завод в Балаклаве должен был ремонтировать подводные лодки 613 и 633 проектов. Комбинированный подземный водный канал давал возможность размещать здесь до 7 подводных лодок. Глубина канала - около 8 м, ширина - от 6 до 25 м. высота арки канала - 12 м. Вход в канал закрывался герметичной, стальной, дверью массой около 150 тонн. Общая площадь всех помещений и ходов - 9600 кв. м. площадь волной поверхности под землей - 4800 кв. м. Объект 825 и вся его инфраструктура разрешали автономно осуществлять ремонт и обслуживание подводных лодок, а также обеспечивать укрытие в штольни до 10000 человек (население города Алупка в настоящее время) от ядерного удара мощностью до 100 тыс. килотонн, а это целых пять «бобмбо-хиросим».
Свое значение Объект 825 как стратегический объект начал терять в перевооружении флота и получении на вооружение подводных лодок новых проектов, больших от предшествующих по своим размерам. Завод работал до 1993 г. А в 1994 г. подземный комплекс был выведен из эксплуатации. В 1995 г. из Балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка Черноморского флота, и завод полностью перешел под юрисдикцию Украины. И настали для завода черные времена на следующие семь лет. Был нанесен удар более мощный, чем ядерный. Думаю не кому не надо объяснять смысл слова «мародер» и «грабить», ну и смысл крылатой уже фразы «после развала Союза». Объекта №825 ГТС в Балаклаве был разграблен дотла. Всем известно что такое металлоломный бизнес. Ломали, откручивали, снимали, разбирали и вывозили все, что могли. По грубым подсчетам около 200 тысяч тонн, что явно не один миллиард гривень.
"Объект №825 ГТС", или же сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок, строился как защита « советских граждан» от нападения, а погиб завод от тех же сознательных граждан без какой либо войны и боевых действий.
В соответствии с Решением Президента Украины от 29 июля 2002 года "Об учреждении в Севастополе государственного Военно-морского музея". Музей получил название - Военно-морской музейный комплекс "Балаклава".
Музейный комплекс создан Центральным музеем Вооруженных Сил Украины как его филиал. Тематические экспозиции задуманы так, чтобы осветить в хронологическом порядке военно-морскую историю в контексте мировою развития. Среди прочего рассказываться о прошлом Балаклавы. Надводный и подводный флот, современные Военно-морские Силы Украины, береговая охрана и морская пехота. В помещениях бывшею арсенала представлены военно-морское вооружение и боеприпасы.
Уникальный объект военно-морской фортификации - подземные штольни Военно-морского музейного комплекса объекта 825 ГТС предлагаем Вам посетить на нашей экскурсии Секретная Балаклава.
Обязательно посмотрите фото секретный завод в Балаклаве Объект 825 и тематичные материалы ниже..
{phocagallery view=category|categoryid=16|limitstart=0|limitcount=4}
Еще интересное о Балаклаве:
Экскурсии в Балаклаву:
Комментарии:
Отзывы: