Где селились первобытные люди, отбивая логово у своих злейших врагов — пещерных медведей? Конечно, в гротах. Сначала только выбирали созданные природой полости, желательно с несколькими входами или «окнами», потом, видимо, научились пробивать себе «комнаты» в мягкой породе, придавая им удобную для жизни форму.
Пещерные города - это настоящая крымская загадка, почти недоступная для археологов. На этих белесых скалах практически нет почвы, значит нет и культурного слоя, скрывающего тайны веков и тысячелетий. Можно вести раскопки на плато, но о самих пещерах - только изучать все написанное и все пересказанное, найденное или надуманное, все нацарапанное на стенах, все прорубленное, пристроенное и разрушенное. И после того делать собственные выводы, высказывать более или менее достоверные предположения. Принимать чужое, коль нравится, или возражать – если очень хочется. Тайна пещерных городов Крыма не столь значительна для людей, как, скажем, тайна сотворения мира. Но похоже, что попытка раскрыть ее точно и до конца – дело такое же безнадежное.
{phocagallery view=category|categoryid=74|limitstart=0|limitcount=4}
Первое, в чем не совпадают мнения ученых, это целесообразность кавычек по обе стороны слов «пещерные города». Кавычки в этом случае означают, что города на самом деле вовсе не пещерные, а лишь смотрятся нынче таковыми и называются гак по традиции. Значит, люди не ютились, словно фантастические подземные карлики, в грубо вырубленных пещерных гротах и нишах без углов и прямых линий в холоде, и темноте, в тесноте. Значит, подземелья эти служили всего лишь хозяйственными помещениями: склад, хлев, кухня, баня... Значит, сверху над ними строились нормальные дома, которых теперь уже нет!
Другие исследователи принципиально избегают кавычек. Ведь люди выбрали эти скалы еще и потому, что мшанковый известняк мягкий, легкий для обработки материал, особенно в глубине. Считается, что там он лишь в два раза тверже мела. В нем можно прорубать зерновые ямы, давильни винограда (тарапаны) и, в общем, нормальные жилые помещения с дверными и оконными проемами, лестницами, скамьями, очагами. Сложно? Тяжело? Сизифов труд? Но ведь как-то надо было прятаться от дождя и ветра, от зверей да от разбойников! Все-таки (и с этим не поспоришь) вырубать пещеры намного проще, нежели заготавливать каменные блоки, придавать им прямоугольную форму и только после того начинать выкладывать стены.
{phocagallery view=category|categoryid=52|limitstart=0|limitcount=4}
Однако, если люди на самом деле жили в пещерах, то им необходимо было обогреваться и готовить пищу. Пещер с настоящими очагами найдено очень мало - это, в основном, церкви с крещальнями, где надо было отогреть младенца после погружения в купель. Если же в пещере не было очага и дымохода, людям оставалось просто развести костер и греться возле него.
Осваивая неприступное плоскогорье, люди пробивали пещеры, причем выбирать старались не горизонтальные площадки, но прежде всего крутые склоны каменных расселин, дабы не заботиться о кровле и обойтись без внутренних лестниц. Попробуем примирить непримиримых - предположим, что пещерные построики были убежищами лишь на первый случай, а со временем хозяева (или их потомки) начинали не спеша строить каменные дома.
Если пещеры служили только хозяйственными помещениями, то уж храмы и кельи монастырей были действительно выдолблены в камне. Но это как раз и не удивляет, здесь тоже своя традиция — Божьим слугам не к лицу гнаться за комфортом.
{phocagallery view=category|categoryid=41|limitstart=0|limitcount=4}
До сих пор неизвестно, кто первым начал строить эти жилища в камне — скифы, киммерийцы, тавры? Или все они средневековые?
Сегодня мы пользуемся условной тюркской топонимикой, но как называли пещерные города те, кто создавал их?
Были эти поселения разрозненны или объединились в систему укреплений? Второе очень возможно, удается даже проследить единую линию этих крепостей, от Баклы до Мангупа. Но ведь это линия самой Внутренней гряды, где только и было удобно создавать такие поселения или крепости! Принято считать, что в средневековье все пещерные города (построенные, могло статься, и в случайно выбранных местах) объединились в систему обороны княжества Феодоро.
В одних «городах» и сейчас можно подолгу жить не выходя. Да там и живут чудаки отшельники - складывают очаги в пещерах с отверстиями, завешивают проемы одеялами... Таков Мангуп с его мощным родником, лесом и жирными пастбищами. На другие, например Тепе-Кермен, надо было после работы в долине приносить продукты и воду, ежедневно карабкаясь по столь крутому склону, что не только людям - впору и козам посочувствовать. Но туда не приходили каждый день: вероятно, плато служило крепостью и заселялось только при нападении врагов.
{phocagallery view=category|categoryid=29|limitstart=0|limitcount=4}
В средневековую пору феодальной раздробленности всякий, кто содержал свою дружину, мог создать себе маленькое государство и быть в нем абсолютным хозяином, никому не подчиняясь либо подчиняясь формально. Землю для князя обрабатывали бессловесные крестьяне, а сам он мог творить там любые беззакония, опасаясь лишь врагов со стороны - прежде всего, степных кочевников. Потому и поселялись эти «хозяева» со своей охраной так высоко, на труднодоступных скалах, выбрав для жизни именно вторую, внутреннюю горную гряду.
Нет точных сведений не только о времени появления пещерных городов, но и о составе их населения, потому что разные народы приходили друг другу на смену; менялись и сами названия селений-крепостей.
В VI веке их строили прибывшие из-за моря византийцы. Строительные приемы были явно византийскими, но знание местности позволило создать очень эффективную систему оповещения - такое под силу только аборигенам.
Здесь, на земле готов и аланов, заключив с ними союз, византийцы стали строить крепости и перегораживать балки длинными стенами назначение которых так до сих нор и не выяснено. То могла быть защита горного Крыма от пиратских набегов с моря – или наоборот, защита Южного берега от степняков.
{phocagallery view=category|categoryid=23|limitstart=8|limitcount=4}
На укрепленных плоскогорьях постоянно проживали небольшие группы людей для охраны и наблюдения за местностью, однако при нападении врагов там укрывались все жители ближайших долин. Сюда сгонялся скот, свозилось самое ценное имущество, прежде всего запасы продовольствия. Чем больше оставалось на таком плато свободного пространства (его можно занять под огороды и пастбища), тем дольше удавалось продержаться на нем, отбиваясь от врагов или просто пережидая опасность.
В «пещерном городе» никогда не бывало эпидемий. Даже во время вспышек холеры и чумы жители соседних городов спасались от смертельных болезней именно здесь.
Пещерные города Крыма - как Египетские пирамиды в миниатюре. Чем глубже мы вникаем и их историю, тем больше появляется новых вопросов. Этот крымский феномен упомянут в трактате «О постройках» византийского историка Прокопия Кесарийского (шестой век), в записках польского посла Мартина Броневского (1578 год), в путевых заметках турецкого путешественника Эвлии Челеби (1666 год). С тех пор у человечества появилось много новых знаний о мире, но очень мало - о пещерных городах. Изучать эти поселения можно старательно и долго, но похоже, что они так и останутся для современного мира источником вечных неразрешимых загадок.
{phocagallery view=category|categoryid=52|limitstart=10|limitcount=4}
Добавим в утешение, что настоящая, не придуманная тайна может привлечь туристов вернее, чем подробный научный доклад, из коего следует, что все давно известно и открывать здесь больше нечего.
Сторонники гипотезы о полноценной жизни в пещерах почему-то затрудняются с ответом на очень простой вопрос: «Вы сами пробовали развести в пещере костер?». Нет, не пробовали. А попробуйте! Если в помещении без вытяжки зажечь огонь, то уже через несколько минут придется выбежать вон, чтобы не задохнуться от дыма...
Даже сама бездумная манера строительства показывает, как трудно жилось человеку и на сколько временным было все в его мире. Там, где камень истончен многими пещерами, случались трагические обвалы. Но и сохранившиеся пещеры все-таки дошли до нас не такими, как были пятьсот лет назад, вот теперь и приходится гадать, ошибаться и спорить о назначении того или иного из подземелий (а каждое из них могло в разные века служить различным целям, что окончательно запутывает нынешних исследователей). Поэтому на таких экскурсиях по пещерным городам Крыма особенно важны умелые гиды и незаменимо наше с вами воображение.
{phocagallery view=category|categoryid=52|limitstart=14|limitcount=4}
Пещерные города и монастыри Крыма:
Комментарии:
Отзывы: