Алупка

Алупка

Нижний Воронцовский парк тоже очень разнообразен. Воронцовский дворец, «львиная терраса» и придворцовая часть парка с геометрически расположенными клумбами, фигурно подстриженными деревьями, фонтанами и вазами производят огромное впечатление.

Голубая гостиная Воронцовского дворца светлая и нарядная, расположена рядом с мрачным, суровым вестибюлем. Такой контраст в оформлении комнат не случаен; архитектор стремился к тому, чтобы гостиная выглядела еще более праздничной и эффектной.

Свет, льющийся с трех сторон из больших окон-дверей, мягко освещает бледно - голубые стены и потолок, по которым причудливо вьется искусно выполненный белый лепной узор с рельефными стеблями побегов и разнообразными по форме цветами. Кажется, что узор везде одинаков. Но если внимательно вглядеться, то почти нигде не найдешь повторений: по-разному идут завитки стебельков, различны по форме и расположению многочисленные цветы и листья. Большая фантазия, выдумка и мастерство крепостных под руководством талантливого лепщика Романа Фуртукова проявились здесь.

В этом светлом зале и камин облицован белым мрамором, а его пышный орнамент сделан с учетом отделки всей комнаты. В осветительных приборах тоже повторяются элементы растений: подсвечники канделябров выполнены в виде изящных тюльпанов и лилий.

Большую ценность представляет изящный гарнитур гостиной. Он был изготовлен крепостными Воронцова в 20—30-х годах XIX в. в формах позднего русского классицизма. Эта нарядная мебель со стилизованным растительным орнаментом очень хорошо вписывается в интерьер, прекрасно дополняет убранство комнаты, несмотря на то, что выполнялась она для Одесского дворца и привезена в Алупку была только в конце XIX в.

Остальные предметы оформления гостиной характерны для Воронцовского дворца — хрустальные и декоративные вазы из фарфора, роскошные люстры — выполнены русскими мастерами в начале XIX в. Виртуозная роспись ваз, изготовленных на царском фарфоровом заводе произведена живописцем Щетининым.

Голубая гостиная вполне могла предназначаться в качестве театра для гостей бывавших в Воронцовском дворце: небольшими выступами в стене и выдвижными деревянными занавесами комната разделена на сцену и зрительный зал.

Западная часть Верхнего Воронцовского парка закладывалась одновременно со строительством дворца. Этот романтический уголок, пожалуй, более всего соответствует характеру архитектурного комплекса. За каждым поворотом извилистых тропинок перед взором открываются новые, неповторимые виды. Здесь находится только один небольшой равнинный участок — на нем разбита величественная аллея кипарисов. Привлекает внимание павильон из диабаза над источником воды, к которому некогда подводили специально сделанные руины, напоминающие акведук (такие «развалины» должны были придать им романтический вид).

Вся западная часть Верхнего парка — это постоянные спуски и подъемы. Сюда относится так называемый Малый хаос Воронцовского парка, который начинается недалеко от дворца и раскидывается на север плавными переходами до грандиозного Большого хаоса. Камни, покрытые мхом и плющом, скрываются за плотными зарослями деревьев и кустарников специально насаженных в этих местах — местность кажется дикой. Искусно проложенные тропинки и лестницы, журчащие меж камней ручейки и водопады усиливают романтичность этой части парка.

Одна из крупных скал в Воронцовском парке, достигает 20 м в ширину и 10 м в высоту, входит в композицию северного парадного двора при дворце. Её можно увидеть над подпорной стеной на фоне Ай-Петри. Своими формами и цветом она гармонирует с дворцовым комплексом. «Лунным камнем» называют эту скалу, так как одна ее ровная грань в лунные ночи ярко отражает свет небесного тела. Около скалы разбита небольшая площадка. Вековое «дерево мудрецов» —японская софора, ветви которой раскинулись в ширину более чем на 100 м, и развесистый кипарис сохраняют постоянную прохладу в этом уголке для отдыха. Рядом с юкками недавно прижились два молодых кипариса — на том самом месте, где росли старые кипарисы, посаженные еще Потемкиным. Недалеко от них в 40-х годах XIX в. Воронцов построил гостиницу, которая так и называлась — «Два кипариса».

От «Лунного камня» аллея, обрамленная подстриженными кустами самшита, уходит в глубь Воронцовского парка. Постепенно аллея переходит в извилистую тропинку и приводит к причудливому нагромождению скал, образующих таинственные гроты. У входа в один из них на английском языке высечены имя и даты жизни... нет, не человека — любимой собаки Воронцовых. Скалы здесь очень своеобразны по форме: одна из них напоминает верблюда, другая — фантастическое животное. Полное таинственной романтики, это место дополняет небольшая самшитовая роща, где даже в самую жаркую погоду много тени и прохлады. Несмотря на то, что деревья эти невысоки и стволы их тонки, им уже больше 100 лет. Здесь же растет один из самых крупных лавров в Крыму —17 м в высоту. Большой интерес представляет крупнейший в парке пробковый дуб с толстой опробкованной корой, которому более 150 лет. Он находится у рощи граба — на одной из дорожек, ведущей к озерам.

Три небольших озера, расположенных неподалеку от гротов, составляют уютный тенистый уголок, манящий прохладой в летнюю жару. Это излюбленное место отдыха жителей Алупки и курортников. Вокруг озер — клены, ясень, кизил. Их ветви отражаются в зеркальной поверхности воды. Красив токсидиум (кипарис болотный) с необыкновенно тонкой, ажурной кроной. Осенью его листва, приобретая множество теплых оттенков — от светло-желтых до пурпурно-красных, — четко выделяется на фоне вечнозеленых деревьев. Над средним озером растет дерево, стволу которого садовник придал горизонтальное положение, так что оно располагается непосредственно над поверхностью воды. По зеркальной глади озер, окруженных бесформенными камнями, плавают белые и черные лебеди.

В 1897 г. Алексей Максимович Горький, живя в Алупке, написал рассказ «Девочка», где мы находим описание этой части Воронцовского парка: «Среди пруда у воды торчит некрасивый пирамидальный камень, струя воды бьет высоко кверху из его вершины и со звонким шумом падает в пруд. Там, где струя, переламываясь, дробится на капли и они каскадом падают вниз,— лучи солнца окрашивают их во все цвета радуги, это очень красиво и похоже на град из разноцветных камней».

Это озеро с пирамидальным камнем посредине раньше называли форельным — в нем разводили форель.

Озера соединены между собой. Вода в озера поступает по специально устроенным руслам — питает водопады и каскады Верхнего и Нижнего парков Воронцовского дворца, а затем сбегает в море.

От озера тенистая извилистая дорожка, пролегающая среди романтических каменных груд, приводит к Большому хаосу — грандиозному нагромождению скал, которые состоят из диабаза — плотной магматической породы. Этот природный Хаос сформировался здесь в результате интрузии — магма не достигнув поверхности земли, застывала в толщах земной коры. Позже, под действием горообразовательных процессов и других природных явлений, застывшая магма оказалась на поверхности земли в виде обнаженного лакколита. Часть такого лакколита от землетрясения разрушилась и распалась на мелкие и крупные глыбы.

Этот уголок Воронцовского парка с суровыми скалами, беспорядочно нагроможденными друг на друга, кажется безлюдным и диким. Но и в этом месте многое рукотворно. Среди камней расчищена тропинка, в некоторых местах она, как в туннеле, проходит под громадными скалами. Прогулочные дорожки вымощены ступеньками, а в некоторых местах устроены смотровые площадки. На самой вершине хаоса высажена роща алеппских и итальянских сосен. Их красноватые стволы и зонтообразные кроны выглядят очень эффектно на фоне серовато-зеленых глыб диабаза. С вершины хаоса открывается прекрасный вид на Воронцовский дворец и парк окруженный горами и морем.

Отсюда буквально 2 минуты и вы уже снова в городе Алупка. Через весь Воронцовский парк проложена широкая парковая дорога. Минуя озера, эта главная магистраль пересекает все четыре поляны, которые весьма отличаются друг от друга по своей композиции.

Одна из них, так называемая Платановая, расположена рядом с озерами. Ее окружают огромные, широко разросшиеся платаны с крупными нежно-зелеными листьями. Даже зимой, когда платан сбрасывает листву, эта поляна не теряет своей прелести: могучие светло-бирюзовые стволы и изгибы ветвей красиво смотрятся на фоне вечнозеленый растений. Своеобразие этой поляне придают и три гигантские секвойи (мамонтово), достигающие 45 м высоты. Здесь же растет оригинальная араукария чилийская (она огорожена заборчиком). Листья этого дерева сплошь покрывают плотные ветви, изогнутые, как рога оленей. В Крыму под открытым кебом живет еще один экземпляр араукарии— в Никитском ботаническом саду. В крымских условиях оно развивается довольно медленно: этому небольшому дереву уже около 130 лет.

Почти из любого уголка Воронцовского парка видна горная гряда с причудливо очерченной вершиной Ай-Петри. Особенно отчетливо она просматривается с Солнечной поляны, расположенной в небольшой долине. Со всех сторон поляну окружает естественный лес преимущественно вечнозелеными и хвойными растениями. На поляне находится всего несколько очень крупных деревьев - она вся открыта солнцу. У центральной аллеи красочно сгруппированы три просто огромных хвойных дерева, различных по цвету и форме кроны. Итальянская сосна с величественным красновато-сизым стволом и ярко-зеленой кроной подчеркивает совершенно иные формы растущего здесь кедра ливанского, широко раскинувшего свои горизонтальные ветви с темными хвоинками, собранными в пучки. Рядом с этими деревьями растет своеобразная мексиканская сосна Монтезума, с очень длинной (достигающей более 20 см), поникшей хвоей.

Поражает своей величавостью и огромная крымская сосна — она растет по другую сторону главной аллеи. Она росла здесь еще до основания Воронцовского парка и была оставлена садовником как один из лучших представителей местной флоры. На той же поляне находится один из самых старых в Крыму пирамидальный кипарис, посаженный здесь еще Потемкиным.

Небольшой овраг, в котором протекает в дождливое время года шумный горный поток, отделяющий Солнечную поляну от Контрастной, где подобраны различные деревья и кустарники, которые очень резко выделяются друг от друга цветом, формой и размером. Очень оригинально посажены два вида земляничного дерева — кажется, что они растут от одного корня. Семь стволов земляничника крупноплодного с темной густой листвой плотным кольцом охватывают поднимающиеся над ними темноо-красные зимой и нежно-зеленые летом стволы земляничника мелкоплодного, который, в отличие от первых, имеет светлые, нежные листья. Эта композиция выделяется резким контрастом с кедром гималайским, достигающим гигантских размеров. Его могучие ветви со светло-зеленой хвоей распростерлись далеко в стороны. Рядом с ним изящной кажется серебристая ель, а платан восточный «рисует» своеобразный лиственный фон для этих хвойных пород. Окружает поляну густая стена пирамидальных кипарисов контрастирующая с пробковыми дубами и маслинами. Этот пейзаж дополняют очень высокие сосны итальянские с четкими розовыми стволами на фоне густой зелени самшита и калины.

Небольшая Каштановая поляна находится в юго-восточной части Верхнего парка, по соседству с Контрастной. Замыкают посадки Верхнего парка небольшая роща итальянских пиний, растущая у восточного входа в Воронцовский парк (напротив остановки на нижней дороге), и аллея спиреи, которая очень красива весной, когда кустарник почти сплошь покрыт белыми шапками цветов.

В Верхнем парке интерес представляет и большая роща каменного дуба, посаженная более 160 лет назад (недалеко от восточного въезда во дворец). Вечнозеленые деревья с необыкновенно темной густой кроной хорошо выделяются на фоне стен дворцового комплекса.

Отделку вестибюля Воронцовского дворца можно назвать несколько суровой и строгой, выдержан в стиле английской позднеготической архитектуры. Готические арки украшают высокие дубовые панели. Массивные потолки сделаны из дуба и симметрично разбиты рельефными тягами, которые являются своеобразной переработкой архитектурных конструкций — нервюр, примененных здесь исключительно в декоративных целях. Стены покрыты темно-бордовой краской с золотыми узорами, копирующими кожу покрытую золотом, и гармонируют с потолком, дубовыми панелями, дверьми. Строгости и простоте всей отделки комнаты соответствуют и большие камины, облицованные диабазом, который тщательно отшлифован и имеет вид мрамора. Верхняя наружная часть всех каминов изготовлена из цельного куска того самого диабаза. Украшает камин рельефный орнамент с характерным готическим кресто-цветом.

Из вестибюля одни двери выходят на северный парадный двор, другие выводят на южную террасу, в парк у самого Воронцовского дворца. Архитектурные формы северного парадного двора, отличаются строгостью и своей простотой. Эти черты как бы продолжают свое развитие и в декоре вестибюля. Небольшой коридор, украшают персидские ковры, подготавливая к восприятию иных, чем в северном парадном дворе и вестибюле, архитектурных форм южной террасы. Это своеобразный переход с северной темной стороны на светлую южную с восточными формами. Ковры с изображением персидского шаха выполнены персидским мастером из Решта Ага Бозорхом в технике фигурного шитья.

Во всех комнатах большое количество подсвечников, канделябров и бра выполненных русскими мастерами, так как освещение Алупки и Ворноцовского дворца в начале XIX в. осуществлялось свечами.

Стены вестибюля украшены произведениями живописи. Над каминами висят парадные картины семьи Браницких — родителей Е. К. Воронцовой. «Портрет К. П. Браницкого» австрийского художника Лампи (1751—1830), «Портрет А. В. Браницкой»— английского живописца Бромптона (1734—1782). В них, как и во всяких заказных работах, художники акцентировали внимание на дорогой красивой одежде и полуфантастических декоративных пейзажах в качестве фона. Характеры же изображенных людей остались нераскрытыми, послужив лишь дорогим украшением дворца.

На темы библейских легенд итальянским живописцем Кастильоне (1610—1665) написаны картины «Ноев Ковчег» и «После потопа». Кастильоне, художник реалистического направления, был очень хорошим анималистом, а к библейской теме он обращается за тем, чтобы показать разнообразие и красочное богатство животного мира.

Алупкинский парк начали закладывать в середине 20-х годов прошлого века. Уже в 1824 г., когда началось строительство «Старого дома» в Алупке, Воронцов пригласил опытного немецкого садовода Карла Кебаха, который и приступил к планировке парка в районе современной пристани и «Чайного домика». Постепенно (по мере приобретения новых земель) строительство парка расширялось, и примерно в середине 60-х годов он окончательно был сформирован.

Кебах вряд ли может считаться единственным проектировщиком Воронцовского парка. Бесспорно, какие-то главные принципы строительства парка были сформулированы еще Блором и Гунтом, ибо планировка его тесно связана с архитектурным ансамблем дворца. В 1848 г., при создании «львиной террасы», придворцовую часть оформляли архитекторы. Самые большие и самые красивые поляны в Верхнем парке Воронцовского дворца — Контрастная и Солнечная, а также популярная сейчас у туристов пальмовая аллея Нижнего парка была сотворена уже после смерти Кебаха (умер в 1851 г.). Если капнуть еще глубже, то в архивах упоминаются имена и других садовников: Бишковича и Ивана Галущенко работавших в Алупке уже после 50-х годов. Доделывали ли они что не успел Кебах или были авторами проектов этих прекрасных полян — сказать трудно. Несомненно одно: в оформлении этой половине парка видна опытная рука мастера с большим вкусом.

В начале XIX в. на смену паркам регулярного типа с четкой планировкой, прямыми аллеями, идеально разбитыми газонами, украшенными бесчисленными статуями, фонтанами, озерами, с фигурной стрижкой деревьев и кустарников (что соответствовало канонам классицизма) приходят пейзажные ландшафтные парки. Их цель была в имитировании естественной дикой природы: создавались романтические уголки, извилистые тропинки, уединенные гроты, журчащие ручейки, водопады.

Выбор ландшафтного стиля в Алупкинском парке был не случаен. Дворцу, выдержанному в формах английской неоготики, более всего соответствовал именно этот стиль, зародившийся в Англии. Кроме того, горный рельеф местности просто обязывал к организации ландшафтного парка с многообразной переменой впечатлений. Крутая верхняя часть Воронцовского парка плавно переходит в более пологие восточные и центральные части, а к морю он спускается обрывистыми уступами. Изрезанный скалистый берег с бухточками составляет своеобразие южной части парка. Отдельные дикорастущие деревья и кустарники, лес, натуральные хаосы из каменных глыб искусно вписываются в общую планировку парка, что усиливает его декоративный эффект.

Интересно, что один из основных принципов, который проявился и в архитектуре Воронцовского дворца и в отделке его интерьеров, особенно ярко выразился в планировке парка. Это принцип контрастности. Деревья, разнообразные по форме и цвету кроны, создали эффектные декоративные сочетания. Поляны под открытым небом на фоне густых зарослей, узкие извилистые тропинки переходят в прямые аллеи, сочная зелень газонов сменяется коврами цветов.

Алупкинский парк представляет большой интерес не только в художественном отношении, он знакомит с флорой различных стран мира — здесь акклиматизировано более 200 видов деревьев и кустарников, завезенных из-за рубежа (преимущественно хвойных и вечнозеленых). Чтобы экзотические растения прижились в новых крымских условиях, за ними нередко устанавливался особенный уход: поддерживали определенную температуру и влажность земли, ее усиленно удобряли и даже поливали кровью свежеубитых животных, отдельные растения на зиму покрывали защитным материалом.

Строился Воронцовский парк руками крепостных. Это была очень тяжелая работа. Во многих местах территорию приходилось расчищать руками от камней и аборигенных зарослей, выравнивать целые холмы или формировать искусственно наоборот. Титанический труд был вложен в создание полян. С плато Ай-Петри доставляли громадное количество земли. В тех местах, где не возможно было проехать, крепостные носили эту землю в мешках на своих плечах. А сколько труда потребовало взрыхление каменистой почвы, прокладывание аллей среди каменных пород, устройство водопадов, фонтанов, каскадов!

Из потомственного поместья во Владимирской губернии М.С. Воронцов переселял в Алупку садовников, которые имели большой опыт по выращиванию теплолюбивых растений. А Кебах не только занимался планировкой Воронцовского парка и руководил всеми работами в нем, но и обучал садовому искусству мальчиков в возрасте от 7 до 15 лет. Это были сироты и дети бедных родителей, которые жили на подаяния в той же Владимирской губернии.

В настоящее время парк занимает площадь в 40 га. С восточной стороны он граничит с виноградниками в кольце домов частного сектора, на западе с территорий санаториев, в северной части переходит в город Алупка. Старая дорога, соединяющая Ялту и Симеиз, условно разделяет Воронцовский парк на Верхний и Нижний. Примерно в центре парка расположен дворцовый комплекс.

Интересна и своеобразна по отделке. Здесь проявились разнообразные таланты умельцев, работавших над оформлением интерьеров. С большим искусством выполнена роспись потолка, имитирующая дерево. Лепной орнамент здесь более сложный, чем в кабинете. Верх стен затянут китайскими циновками, которые крепостные вышивальщицы украсили шелком и бисером, не утратившим до сих пор своих красок.

Много поработали оформляя эту комнату резчики по дереву. Наличники дверей, пилястры и карнизы покрыты резьбой из дерева, тонированного под черное. Особенно выделяется резьба на створках стенного шкафчика, на карнизе, расположенном над ним, и в обрамлении зеркала над камином. Кажется, что эти узоры отлиты из черного металла — настолько тонко и искусно выполнена резьба по дереву.

Комната получила название Китайского кабинета Воронцовского дворца, хотя в декоративном ее оформлении очень мало китайских элементов — это только циновки, которыми покрыта верхняя часть всех стен. Узор вышивок на них напоминает декоративные украшения периода итальянского Возрождения. Фигурки амуров, гирлянды переплетающихся цветов и плодов в резьбе по дереву также характерны для Италии XIV—XVI вв. В переплетах окон, в обрамлении и рельефных фигурках, украшающих наддверные зеркала, угадываются готические элементы. А полочки, расположенные на северной стене, сделаны в подражание восточной мелкой пластике. Таким образом, в декоративном оформлении этой комнаты сочетаются элементы различных стилистических приемов, однако сочетание это гармонично и не производит впечатления вычурности.

Крепостные мастера работали не только над оформлением комнат Воронцовского дворца, но и над созданием предметов быта. В этой гостиной большая часть мебели для дворца изготовлялась столярной мастерской в Алупке; круглый гостиный и дамский рабочий столики из волнистой березы, массивные дубовые кресла и стулья инициалами владельцев дворца — все это удачно гармонирует с дубовой отделкой всей комнаты.

В гостиной, носившей название Китайский кабинет, находились вещи и китайской работы, которые в то время высоко ценились. Сейчас здесь экспонируется шкафчик-кабинетик для хранения драгоценностей и мелких вещей, изготовленный в Китае во второй трети XVIII века в технике расписного лака.

Самое большое помещение Воронцовского дворца — парадная столовая, поражающая царственными пропорциями зала, большими окнами, занимающими практически всю южную сторону, придавая помещению праздничный и торжественный вид. Отделана в стиле английских построек XVI в. (потолок из дуба с готическими сводами и висячими замками). Оформление столовой служит примером высокого мастерства резчиков по дереву: узорные панели, резьба наддверных наличников и рамок для картин.

Большая работа при отделке столовой была проделана и резчиками по камню. Два камина обшиты отшлифованным диабазом с ювелирной сложной резьбой. В центре помещения сооружен фонтан в виде камина украшенный майоликовыми плитками. Фонтан играл не только декоративную роль украшения, но и имел практическое назначение: вода стекала в мраморную раковину, затем в резервуары для охлаждения вин. Над фонтаном расположен балкон для музыкантов.

Обстановка столовой выдержана в характере всего оформления зала. Гладкие столы, стулья и сервант из дорогого красного дерева отлично вписываются в дубовую отделку комнаты. Стол выполнен по английским образцам состоит из четырех половин на массивных тумбочках окруженный резными стульями.

Неотъемлемой частью всего праздного убранства столовой являются картины в массивных рамках. Они специально были куплены для Воронцовского дворца у французского художника Гюбера Робера (1733—1808).

На картинах изображена итальянская природа: у входа в бильярдную — «Пейзажи с обелиском», «Водопад в Тиволи» и «Терраса». У входа в зимний сад — парк Эрменонвиль с тополиным островом в окрестностях Парижа — любимое место Жан-Жака Руссо.

Праздничность парадной столовой подчеркивают бронзовые и малахитовые подсвечники, часы, старинные вазы, фарфоровые и хрустальные изделия.

Бильярдная

В бывшей бильярдной Воронцовского дворца, предназначавшейся для игр и отдыха, отделка потолка, панелей и камина повторяет элементы декора вестибюля и столовой, только здесь она сдержаннее, скромнее.

Неорнаментированные стены зала удобны для размещения на них живописных полотен. Два больших натюрморта художника П. Снайерса (1681—1752) характерны для фламандской живописи XVII в.: они изображают сцены обыденной жизни, окружающие человека предметы, овощи, дичь, фрукты. Большой интерес представляют марина и портреты голландских мастеров.

Парадные комнаты дворца отделаны богато и разнообразно. В их оформлении применялись самые различные материалы. Стены этой комнаты, служившей приемной, небольшой гостиной, обтянуты ситцем, представляющим большую ценность — он сохранился со времен строительства Воронцовского дворца в Алупке. Ситец изготовлялся на Иваново-Вознесенской либо Московской мануфактуре.

Несмотря на разнообразие отделки парадных помещений Воронцовского дворца, в каждой комнате присутствуют элементы английской псевдоготической архитектуры, более или менее ярко выраженные. Переплетение окна в этой комнате характерно для готики. Камин сооружен из мрамора, цвет которого подобран с учетом основной цветовой гаммы рисунка на ситце — теплого, красноватого оттенка.

В первой половине XIX в. гостиные, отделанные ситцевыми тканями, обставляли легкой мебелью, тоже обитой ситцем в тон стен. Диван, кресла с мягкими овальными спинками близки по стилю к мебели Генриха Гамбса — придворного мебельщика Александра I, мастерская которого находилась в Петербурге.

Гостиные дворцов обычно украшали живописными пейзажами и портретами. В этой комнате Воронцовского дворца находятся преимущественно работы русских живописцев XVIII в. и первой половины XIX в. В «Женском портрете» выдающийся русский художник Д. Г. Левицкий (1735—1822) создал образ светской женщины XVIII в. Живописное дарование художника проявилось в мастерстве цветового решения, где тонко сочетаются оттенки голубого платья, пепельных волос, зеленоватого фона. В. Л. Боровиковский (1757—1822), всегда стремившийся раскрыть внутренний мир человека, выразить его интимные чувства и переживания, в «Женском портрете» изображает женщину с легкой естественной улыбкой, живым лицом, лишенным холодной замкнутости.

Работы С.Ф. Щедрина и Н. Г. Чернецова характеризуют развитие русской пейзажной живописи первой половины XIX в. С. Ф. Щедрина (1791—1830), прожившего много лет в Италии, не привлекали эффектные краски южной природы и величественные виды древних развалин. Художник выбирал для своих пейзажей уютные уголки, тихие гавани, места, в которых протекает жизнь трудового итальянского люда. «Вид Сорренто» повторяет мотив, часто встречающийся у Щедрина.

И. Г. Черненой (1805—1879) вместе со своим братом Г. Г. Чернецовым много работал над темой национального русского пейзажа. Картина «Юрьевец на Волге» написана на основе впечатлений от поездки по Волге.

Зимний сад Воронцовского дворца служит оригинальным переходом из центрального корпуса в столовую. Изначально Блор спроектировал здесь большую бильярдную в форме открытой галереи. Но в в 1838 г. здесь был организован зимний сад, застекленный с южной стороны. Для освещения и без того светлого помещения был сделан большой фонарь в самом центре потолка. Особой необходимости в создании зимнего сада не было: ведь Воронцовский дворец и так окружен великолепным парком с вечнозеленой растительностью. Сад был устроен главным образом для того, чтобы не нарушить характер северного дворца по тогдашней традиции.

Зимний сад предназначен для выращивания экзотических растений, которым климат Южного берега Крыма оказался довольно суровым. Из первых растений здесь сохранился лишь фикус-репенс — вьющееся по стенам вечнозеленое растение. Из редких растений араукарии и саговник отогнутолистый. Сейчас зеленое убранство зимнего сада Воронцовского дворца украшает несколько видов пальм, различные бегонии, камелии и многие другие растения.

В густой зелени видны парковые статуи из белого мрамора: «Девочка» итальянского скульптора XIX в. Корбеллини и «Первые шаги» французского мастера XIX в. Маркеста. В центре помещения, у мраморного фонтана, находятся три мраморные статуи, выполненные неизвестными русскими зодчими с античных образцов: копия с работы греческого скульптора IV в. до н. э. Леохара - «Аполлон Бельведерский», копия с работы греческого мастера III в. до н. э. Дойдалса - «Купающаяся Афродита» и работа неизвестного мастера «Муза астрономии Урания».

Вдоль южной стены — ряд скульптурных портретов, созданных западноевропейскими мастерами. Слева — портрет Екатерины II немецкого умельца Эстеррейха (1747—1806). Затем — три произведения француза Дени Фуатье (1793—1863): в центре — портрет бывшего владельца дворца Воронцова, справа — его жены и слева — его отца.

Скульптурную портретную галерею замыкает исполненный англичанином Ноллекенсом (1737—1822) бюст Вильяма Питта-младшего — главы английского правительства, во времена которого отец Воронцова был послом в Англии.

Популярные экскурсии

Has no connect to show!

Отзывы:

Контакты

  • Нас можно найти в небольшом поселке Симеиз на Южном берегу Крыма
  • +7-978-71-404-77
  • Написать

Мы в сети

Всдео о Крыме на ЮТУБ Экскурсии по Крыму ВКонтате Экскурсии по Крыму Facebook

О нас

  • Проект Все о Крыме: от описания достопримечательностей и маршрутов до коллекции фото и видео
  • Организация экскурсий по Крыму