Чуфут-Кале

Чуфут-Кале - общепринятым стало только это последнее, не совсем верное название самого известного в Крыму пещерного города, с которым связано становление народности крымских татар, а потом и караимов. Название этого важного оборонительного пункта Византии переводится с тюркского как Иудейская крепость. Когда возник пещерный городЧуфут-Кале, точно не установлено. В 1299 году татары завоевали его и назвали Кырк-Ор (Сорок крепостей). Они долго и упорно осаждали эти крепости, отвоевывая у местных сармато-аланов. Во время правления напавшего на Крым хана Джани-бека здесь размещался гарнизон Крымского улуса, который откололся от Золотой Орды.

История Чуфут-Кале развивалась с XV веке очень стремительно - крепость Кырк-Ор стала первой столицей независимого Крымского ханства. В ней устроил свою резиденцию Хаджи-Гирей. Он сумел победить владыку Кырк-Орского ханства Эминек-бея и основал династию крымских правителей. В пору его правления здесь построили ханский дворец, расширили созданную при Джанибеке мечеть, основали медресе. В крепости сохранились остатки монетного двора Гиреев - там чеканилась серебряная монета с надписью «Кырк-Ор».

{phocagallery view=category|categoryid=23|limitstart=26|limitcount=4}

Более детально фото Чуфут-Кале вы можете посмотреть в нашем разделе фотографии Крыма.

На горе Чуфут-Кале по многу лет держали в заточении знатных людей, требуя огромные выкупы. Среди пленных были русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский; в этот же плен попал польский гетман Потоцкий. Он воевал против давних заклятых врагов крымского хана - запорожских казаков, однако в плену держали и его. Дело ведь не в том, кто ты, враг или союзник. Плати выкуп!

Тяжелее других сложилась судьба русского воеводы В.Б. Шереметева он не погиб на поле брани, но был захвачен в плен в 1660 году и провел в крепостной тюрьмепещерного города Чуфут-Кале больше двадцати лет.

У современного читателя, лишь по кинофильмам знакомого с бандитской практикой похищения людей ради выкупа, закономерно возникают вопросы: «Почему его не выкупилииз Чуфут-Кале? Как могли родственники ждать столько лет, а не собирать деньги для освобождения знатного и уж, конечно, не бедного воеводы? Почему, в конце концов, не помог в этом сам царь?» А все просто. В качестве выкупа крымские ханы требовали, ни много ни мало, два города - Казань и Астрахань.

Сам Шереметев писал, что не хочет свободы такою ценойи лучше останется узником Чуфут-Кале. Только поняв, что требование невыполнимо, хан принял за воеводу 60 тысяч рублей золотом - и отпустил знатного пленника. Вернувшись больным. Василий Борисович умер на родине всего через полгода.

Позднее татарыпокинули город Чуфут-Кале, передав его караимам. Традиционным занятием этого народа Крыма была выделка кожи, ее окраска и обработка. Караимские ремесленники производили сафьяны, юфть и шагрень; из кожи мастерили седла, уздечки, туфли, башмаки. Караимские седла ценились за удобство, красоту, легкость; их покупали даже черкесы, а уж они разбирались во всем, что касается верховой езды! Днем караимы свободно торговали в Бахчисарае, а на ночь, выполняя ханский указ, должны были отправляться домой и охранять свое селение на плато Чуфут-Кале.

{phocagallery view=category|categoryid=23|limitstart=22|limitcount=4}

С востока пристроили новую оборонительную стену, и площадь города Чуфут-Кале увеличилась при мерно вдвое - за счет торгово-ремесленного посада, в котором селились, в основном, караимы. Древняя оборонительная стена сложенная из крупных прямоугольных блоков на известковом растворе, теперь оказалась средней. Она стала разделять плато на западную и восточную части, каждая из которых могла держать оборону самостоятельно. Так появилось новое название пещерного города - Джуфт-Кале (Двойная крепость). В стене были широкие ворота Чуфут-Кале, на северном и южном флангах строились боевые башни. Перед стеной вырубили широкий крепостной ров с пешеходными мостиками, непреодолимый для стенобитных орудий.

При власти турок пещерный город Чуфут-Кале служил им для дозора за возможными врагами, но главное - для наблюдения за Бахчисараем. Турецкие солдаты вели себя с жителями столицы ханства как с подчиненными - дерзко и своевольно. Фактически не Бахчисарай, а Кафа была столицей в те тяжелые для крымчан времена.

{phocagallery view=category|categoryid=23|limitstart=18|limitcount=4}

В царствование Анны Иоанновны русские войска под предводительством фельдмаршала Миниха захватили Бахчисарай и разрушили крепость Чуфут-Кале в Крыму. В городе осталась жить немногочисленная армянская община и довольно большая - караимская.

Дорога и Чуфут-Кале (или все-таки в Джуфт-Кале) ведет по балке Марьям-Дере мимо Успенского монастыря, или как его называют часто туристы,- монастырь Чуфут-Кале, с источником питьевой воды, мимо воинского кладбища затем по крутой тропе вверх, к малым (южным) воротам. Эти ворота строили как ловушку: они не видны снаружи, пока не подойдешь к ним вплотную. Судя по оставшимся дубовым створкам, раньше здесь была калитка. Враги шли по тропе вдоль крутого склона Чуфут-Кале, вынужденно обращенные к стене правым боком, который был защищен слабее (в правой руке носили оружие, а в левой щит). В это время защитники крепости осыпали их стрелами со стены, построенной со специальными бойницами. Тараном выбить ворота невозможно, потому что перед ними неудобный крутой спуск, а пологая тропа у самого входа резко сворачивает. Но даже ворвавшись на территорию Чуфут-Кале, штурмующие сразу попадали в узкий коридор, специально вырубленный в скале. С деревянного настила защитники сбрасывали на врагов камни, лили кипяток, а лучники, затаясь в оборонительных пещерах, стреляли без промаха.

На той же южной стороне сохранился комплекс первых, самых старых пещер. С восточной стороны вход в город закрывала могучая, хорошо сохранившаяся крепостная стена. С плато горы Чуфут-Кале открывается вид на долину Ашлама-Дере и дальше, на гору Чатыр-Даг; это одно из очень немногих мест, откуда можно увидеть высочайшую вершину Крыма Роман-Кош.

С южной, западной и северной сторон не нужны никакие стены: плато здесь обрывается отвесно, и штурмовать пещерный город  Чуфут-Кале могут только скалолазы с веревкой и стальными крючьями.

{phocagallery view=category|categoryid=23|limitstart=14|limitcount=4}

Переходя с этажа на этаж по пещерам Чуфут-Кале, глядя, как детвора носится по ним, слыша их топот то сверху, то снизу, трудно поверить, что эти пещеры не были жилыми. Их пробили в крутом солнечном склоне; надстраивать над подземельями дома было негде. Впрочем, эти помещения, часть которых со временем обвалилась, могли служить и для обороны города крепости.

В пещерном городе Чуфут-Кале было мало участков земли, пригодных для обработки, и всегда не хватало питьевой воды. В районе монетного двора проходил каменный желоб с керамическими трубами древнего водопровода, он наполнял технической водой колодец. Когда этот водопровод перестал действовать, жителям пришлось брать поду только из источников за пределами города.

В центре плато Чуфут-Кале была первая в Крыму типография, открытая в 1731 году. В ней печатались книги на древнееврейском и караимском языках. Неплохо сохранились два других строения - караимские кенасы, большая и малая. Эти прямоугольные здания с двускатными крышами окружены открытой террасой с каменными приземистыми колоннами, между которыми перекинуты арки. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. На этой террасе собирались верующие в ожидании службы; выборные старшины вершили здесь суд над нарушителями нравственных предписаний общины Чуфут-Кале.

{phocagallery view=category|categoryid=23|limitstart=10|limitcount=4}

Большая соборная кенаса построена в XIV веке. В ней устраивались торжественные праздничные службы. Теперь, после долгого пребывания в полуразрушенном состоянии, она открылась заново как одна из главных достопримечательностей истории Чуфут-Кале.

Возраст малой кенасы определить трудно из-за капитального ремонта в конце XVIII века. Она предназначалась для обычных служб и собраний, позднее в здании разместили школу.

Каждый из храмов  Чуфут-Кале разгорожен на три части. Первая, небольшая, ближе к выходу, отделена от остального зала перегородкой. Здесь, на обитых кожей скамьях, сидели и молились те, кто по старости не мог стоять. Сюда же приходили для молитвы люди, носившие траур.

{phocagallery view=category|categoryid=23|limitstart=8|limitcount=4}

К востоку от средней стены, на узких улочках с глубокими колеями от колес, селились горожане из христианской и караимской общин. Последние из караимов покинули свое плоскогорье позже, чем жители других пещерных городов, - только в середине XIX века.

Эта часть Чуфут-Кале неплохо сохранилась благодаря последнему гражданину пещерного города-долгожителя, караимскому коллекционеру, путешественнику, ученому, писателю А. С. Фирковичу.

Покидая горное плато, вдохните еще раз воздух Чуфут-Кале. Высота, удаленность от города, деревья и травы, солнечный обогрев и постоянный горный ветерок - вся здешняя природа делает воздух приятным для дыхания и по-настоящему целебным.

Комментарии:

Добавить комментарий


Популярные экскурсии

Has no connect to show!

Отзывы:

Контакты

  • Нас можно найти в небольшом поселке Симеиз на Южном берегу Крыма
  • +7-978-71-404-77
  • Написать

Мы в сети

Всдео о Крыме на ЮТУБ Экскурсии по Крыму ВКонтате Экскурсии по Крыму Facebook

О нас

  • Проект Все о Крыме: от описания достопримечательностей и маршрутов до коллекции фото и видео
  • Организация экскурсий по Крыму